Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области

     Впервые должность уполномоченного по правам человека - омбудсмана (от швед. ombudsman - «представитель») была учреждена риксдагом Швеции в 1809 году. По шведскому образцу пост омбудсмана был введён в 1919 году в Финляндии. Долгое время идея создания данной должности не была принята в правовых системах других государств. Институт уполномоченного по правам человека начал активно развиваться после Второй мировой войны, с принятием Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 года), международных правовых документов в области прав человека. В 1952 году должность омбудсмана появилась в Норвегии, годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, в котором начал функционировать институт уполномоченного по правам человека, в 1962 году стала Новая Зеландия, первым социалистическим в 1987 году - Польша. В настоящее время омбудсманы работают в ста государствах. Официальные названия должности в разных странах различаются. В Российской Федерации идея учреждения института уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР.

           Должность уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации в 1993 году. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" вступил в силу в марте 1997 года. Федеральный конституционный закон установил, что уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам. 

        Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Новосибирской области» был принят Законодательным Собранием Новосибирской области 10 декабря 2012 года, первым Уполномоченным по правам человека в Новосибирской области 28 ноября 2013 года назначена Нина Николаевна Шалабаева.
          
0101010009fgd.jpg
Уполномоченным по правам человека совместно с членами Экспертного совета по защите прав и свобод человека и гражданина при Уполномоченном, а также с представителями Новосибирского юридического института филиала Национального исследовательского Томского государственного университета была разработана Концепция становления и развития нового государственного правозащитного органа на 2014-2018 годы.

КОНЦЕПЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2014-2018 ГОДЫ

          Введение

Настоящая Концепция разработана в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Новосибирской области, законами Новосибирской области и иными нормативными правовыми актами области.

Статья 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» устанавливает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Новосибирской области» был принят на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области (постановление от 29.11.2012 № 270-ОЗ). Одновременно были внесены изменения в Устав Новосибирской области. Статьей 26 Устава установлено, что в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения органами государственной власти Новосибирской области, иными государственными органами и органами местного самоуправления, муниципальными органами и их должностными лицами в Новосибирской области учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области.

 28 ноября 2013 года был избран первый Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области – Шалабаева Н.Н., а 17 декабря 2014 года  состоялась регистрация в качестве юридического лица нового государственного органа Новосибирской области – Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области и аппарат Уполномоченного по правам человека. Указанная конструкция деятельности данного государственного органа Новосибирской области понадобилась для того, чтобы совместить аппарат Уполномоченного по правам человека, зарегистрированный как юридическое лицо, и самого Уполномоченного по правам Новосибирской области, который, кроме выполнения специальных задач, к тому же руководит им по закону. Так был решен концептуальный вопрос, касающийся правового статуса регионального института Уполномоченного.

1.   Общие положения

Настоящая Концепция определяет цель, задачи, основные направления деятельности института Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области (далее – институт Уполномоченного), предлагая совокупность способов и методов повышения эффективности работы этого государственного органа на территории Новосибирской области на 2014 – 2018 годы.

Цель настоящей Концепции – разработка стратегии развития и повышения эффективности деятельности государственного института Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области на 2014-2018 годы.

Достижению указанной цели служат основные направления настоящей Концепции:

совершенствование системы государственных гарантий защиты прав и свобод человека в Новосибирской области;

поддержка системы негосударственных гарантий защиты прав и свобод человека в Новосибирской области;

совершенствование нормативных правовых актов в сфере защиты прав  и свобод человека и гражданина;

формирование системы непрерывного правового просвещения в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в Новосибирской области;

совершенствование форм и способов информирования граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации о соблюдении и защите на территории Новосибирской области прав и свобод человека и гражданина, о функционировании государственных институтов Уполномоченных по правам человека, обеспечение доступности правовой информации и правовой помощи для населения.

          В настоящей концепции содержатся предложения по достижению эффективного результата работы Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области и аппарата Уполномоченного по правам человека по основным направлениям деятельности, закрепленным в Законе № 270-ОЗ.

          2. Основные задачи Уполномоченного и пути их реализации

Пунктом 3 статьи 26 Устава Новосибирской области установлено, что  порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области устанавливается Законом Новосибирской области от 10 декабря 2012 года №270-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Новосибирской области» (далее – Закон № 270-ОЗ).

Статья 5 Закона № 270-ОЗ к основным задачам Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области относит:

1) обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Новосибирской области;

2) содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории Новосибирской области;

3) содействие совершенствованию законодательства Новосибирской области в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) участие в деятельности по правовому просвещению в области прав и свобод человека и гражданина;

5) участие в межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав и свобод человека и гражданина и содействие его развитию;

6) информирование населения Новосибирской области о соблюдении и защите на территории Новосибирской области прав и свобод человека и гражданина и своей деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина.                             

         3. Основные полномочия Уполномоченного и пути их эффективного использовании

 

Статья 11 Закона № 270-ОЗ к основным полномочиям Уполномоченного  относит:

1) рассмотрение обращений граждан Российской Федерации и находящихся на территории Новосибирской области иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), в том числе жалоб на решения, действия (бездействие) органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных органов, их должностных лиц при условии, если ранее гражданин не обжаловал эти решения, действия (бездействие) в судебном порядке.

Рассмотрение обращений граждан Уполномоченным по правам человека осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В рамках реализации данных полномочий Уполномоченным предполагается проведение работы по привлечению (в случае необходимости) экспертов, специалистов к рассмотрению обращений граждан; в некоторых случаях консультирование заявителей по существу обращения с привлечением профильных специалистов.

В случае направления обращения по подведомственности в иные государственные органы Уполномоченным в отдельных случаях предполагается направление вместе с обращением своего заключения или мотивированного мнения по существу обращения.

Законом № 270-ОЗ установлено, что по результатам рассмотрения обращений граждан Уполномоченный вправе вносить в органы государственной власти Новосибирской области, иные государственные органы Новосибирской области, органы местного самоуправления, муниципальные органы, их должностным лицам представления об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина , которые они обязаны в течение 30 дней рассмотреть и сообщить о результатах рассмотрения в письменной виде. В случае, если органом или должностным лицом, получившими представление Уполномоченного по правам человека, не выполнена данная обязанность Уполномоченный по правам человека вправе обратиться в вышестоящие органы либо к вышестоящему должностному лицу.

2) проведение самостоятельных или совместных с органами государственной власти Новосибирской области, государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными органами, их должностными лицами проверок по сообщениям о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В целях эффективности данных проверок Уполномоченным в случае необходимости будут привлекаться представители государственных, муниципальных, правоохранительных органов, общественных организаций, СМИ, представители от Уполномоченных других субъектов, а также профильные специалисты.

В случае необходимости Уполномоченным будут организованы рабочие совещания по итогам проверки, а также запрошены мотивированные заключения по выявленным фактам нарушений. В некоторых случаях результаты проверок будут размещаться в СМИ.

В случае выявления по результатам проверок признаков административного или уголовного нарушения Уполномоченным в соответствующие правоохранительные структуры будут направляться ходатайства о возбуждении административного дела или проведения уголовно-процессуальной проверки в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав и свобод граждан.

В случае установления Уполномоченным в ходе проверок, в том числе по обращениям граждан, грубых фактов нарушения сотрудниками правоохранительных органов закона и прав граждан, Уполномоченным в адрес руководства данных должностных лиц будет направляться мотивированное мнение о необходимости проведения в отношении них служебной проверки.

3) внесение в органы государственной власти Новосибирской области, иные государственные органы Новосибирской области, органы местного самоуправления, муниципальные органы, их должностным лицам представления об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина.

В целях результативности внесенных в государственные и муниципальные органы представлений, рассмотрение данных представлений будут осуществляться  с участием Уполномоченного либо представителя аппарата Уполномоченного.

При рассмотрении указанных представлений при наличии оснований Уполномоченным в компетентные государственные органы и органы местного самоуправления будут направляться ходатайства о возбуждении дисциплинарного производства в отношении виновных в нарушении прав и свобод граждан должностных лиц и привлечения их к дисциплинарной ответственности в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.

4) направление заключений, подготовленных по результатам рассмотрения обращений граждан, органам государственной власти, государственным органам, органам местного самоуправления, муниципальным органам, их должностным лицам, допустившим нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В случае выявления Уполномоченным по результатам проверок по обращениям граждан, а также в случае выявления в ходе проверок в рамках контроля нарушений закона должностными лицами органов государственной власти Новосибирской области, местного самоуправления Уполномоченным будут готовиться заключения по данным фактам с требованием об устранении выявленных нарушений с установлением сроков их устранения. В случае неустранения должностными лицами выявленных нарушений, Уполномоченным будут вноситься представления руководителям указанных должностных лиц с требованием об устранении нарушений и привлечения последних к дисциплинарной ответственности.

В случае выявления по результатам проверок фактов, свидетельствующих о реальной возможности нарушения государственными органами Новосибирской власти, органами местного самоуправления, муниципальными органами закона либо прав граждан Новосибирской области, Уполномоченным будут готовиться заключения рекомендательного характера о необходимости принятия мер для устранения причин и условий, способствующих наступлению указанных нарушений.

 5) подготовка ежегодных и специальных докладов Уполномоченного по правам человека и их представление в Законодательное Собрание Новосибирской области, Губернатору Новосибирской области.

В целях подготовки ежегодного доклада о результатах деятельности Уполномоченного за прошедший отчетный год аппаратом Уполномоченного осуществляется мониторинг уровня защиты и реализации  прав и свобод жителей Новосибирской  области в различных сферах жизнедеятельности. По результатам анализа работы Уполномоченного за отчетный год выявляется наиболее уязвимые сферы прав и свобод граждан с целью разработки Уполномоченным на будущий год планов его деятельности, направленных на восстановление и повышение уровня защиты проблемных сфер, а также с целью обращения более пристального внимания депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области на выявленное проблемное направление.

6) внесение предложений Законодательному Собранию Новосибирской области и городскому Совету депутатов о рассмотрении вопросов о нарушениях прав и свобод человека и гражданина в Новосибирской области.

В данном направлении деятельности Уполномоченного на первый план выдвигается задача по устранению законодательных пробелов, противоречий в нормативных правовых актах городских округов, городских и сельских поселений, районов Новосибирской области, в том случае если в связи с их наличием нарушаются права и свободы жителей Новосибирской области.

7) осуществление иной деятельности, направленной на защиту прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

Уполномоченным по правам человека регулярно проводятся приемы граждан как по месту осуществления своей юридической деятельности, так и выездные в районах Новосибирской области. К проведению указанных приемов граждан Уполномоченным будут привлекаться по предварительной договоренности профильные специалисты, а также представители органов государственной власти и местного самоуправления. Также возможны проведение Уполномоченным специализированных приемов граждан по одной из категорий (сферы) жалоб, либо для одной из категорий заявителей.

Также Уполномоченным будут планироваться выездные проверки соблюдения правопорядка в государственных органах Новосибирской области и муниципальных структурах не только по фактам нарушений закона, но и в рамках контроля и принятия мер превентивного характера.

       4. Пути развития эффективного взаимодействия Уполномоченного   с государственными и негосударственными структурами

Законом № 270-ОЗ установлено, что Уполномоченный и органы государственной власти Новосибирской области взаимодействуют в установленных федеральным законодательством, Уставом Новосибирской области, настоящим Законом и иными законами Новосибирской области формах в целях эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Развитию конструктивного взаимодействия со всеми государственными органами Новосибирской области и органами местного самоуправления может способствовать следующая работа Уполномоченного в данном направлении:

1) взаимный обмен  информацией по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина;

2) учет органами государственной власти Новосибирской области рекомендаций, выработанных в докладах Уполномоченного по правам человека, по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) организация совместной деятельности по обеспечению гарантий защиты и содействия к восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории Новосибирской области;

4) организация и проведение совместных мероприятий по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина;

5) организация совместного осуществления анализа практики применения законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина;

6) привлечение Уполномоченного к анализу и обсуждению результатов деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того Уполномоченным осуществляется взаимодействие с иными государственными органами, муниципальными органами, с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, Общественной палатой Новосибирской области, общественными объединениями, организациями.

Для эффективного взаимодействия Уполномоченным по правам человека в Новосибирской области с иными государственными структурами планируется заключение соглашений о взаимодействии с руководителями различных государственных, муниципальных негосударственных структур. В частности, в целях реализации данной задачи 7 апреля 2014 года состоялось подписание трехстороннего Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в области признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Сторонами, подписавшими Соглашение, выступили Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области Н.Н. Шалабаева,  начальник Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области С.А. Глушков и председатель Общественной наблюдательной комиссии по Новосибирской области по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания М.В. Фоминых.

В рамках Соглашения, в том числе, планируется осуществлять подготовку экспертных заключений и предложений по выработке конкретных мер предупреждения нарушений прав и свобод человека; организовывать выезды рабочих групп по изучению состояния соблюдения прав и свобод человека в местах принудительного содержания; изучать и анализировать причины и условия, способствующие нарушениям прав граждан в местах принудительного содержания, принимать меры по их восстановлению; участвовать в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Также, подобные соглашения заключены с руководством ГУ Министерства юстиции по НСО, НЮИ (ф) ТГУ, ООО «НРО «Ассоциация юристов России».

Уполномоченным будет  расширяться данный список, при этом будут меняться не только участники Соглашений, но и поставленные перед участниками цели и задачи.

Уполномоченным продолжится работа по регулярному проведению рабочих встреч со всеми представителями органов государственной власти Новосибирской области, правоохранительных структур, органов местного самоуправления.

В рамках взаимодействия с указанными органами власти  Уполномоченным по правам человека в Новосибирской области планируется (в отдельных случаях) проведение совместного с депутатом Законодательного Собрания Новосибирской области, главой соответствующего муниципального образования Новосибирской области, депутатом представительного органа соответствующего муниципального образования Новосибирской области приема граждан.

Для оказания консультативной помощи Уполномоченному сформирован   Экспертный совет из числа лиц, обладающих знаниями в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Работа данных советов будет регламентирована соответствующими Положениями, разработанными аппаратом Уполномоченного по правам человека.

Для осуществления работы Уполномоченного с гражданами в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области планируется назначение помощников, осуществляющих свою деятельность на общественных началах. Помощникам будут выдаваться удостоверения государственного органа Новосибирской области – Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области и аппарат Уполномоченного по правам человека, осуществляться работа по повышению их квалификационного уровня, регулярное консультирование о порядке приема граждан. Наиболее сложные для разрешения общественными помощниками обращения граждан будут ими направляться Уполномоченному по правам человека в Новосибирской области. Помощники будут подотчетны Уполномоченному, который будет осуществлять контроль за их рабочей деятельностью на местах.

В связи с тем, что наряду с государственными гарантами защиты прав человека, особую роль в этой сфере играют негосударственные (общественные) институты, Уполномоченным планируется создание общественного совета, заключение соглашений о сотрудничестве с общественными организациями, в частности, с профсоюзами.

Привлечение негосударственных институтов к участию в работе Уполномоченного будет способствовать повышению эффективности участия общественных организаций в деятельности по защите прав человека, укреплению системы государственных гарантий защиты прав человека, формированию нормативной правовой базы поддержки деятельности общественных организаций по их конструктивному взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, формированию благоприятных условий, способствующих развитию общественных организаций в Новосибирской области.

Кроме того, Уполномоченным планируется заключить соглашение с общественными организациями о проведении ими мониторинга правозащитной ситуации в интересуемой Уполномоченного сфере прав и свобод граждан. Указанный мониторинг будет способствовать оперативному и грамотному реагированию на нарушения  прав человека, всестороннему предварительному анализу последствий принятия решений, затрагивающих  права человека, повышению качества таких решений.

В целях оказания общественным организациям поддержки их деятельности по защите прав граждан Уполномоченным планируется проведение конкурсов среди негосударственных общественных институтов по профильным темам с предоставлением победителям ценных подарков, в том числе, в денежном выражении.

В целях поддержки Уполномоченным системы негосударственных гарантий защиты  прав человека в Новосибирской области планируется:

        - развивать практику проведения общественных слушаний по социально значимым проблемам;

- развивать эффективное социальное партнерство в области трудовых отношений, являющееся основным механизмом согласования интересов между работодателями, работниками и органами власти;

- внедрять в практику современные инструменты взаимодействия гражданских институтов и государственных органов;

- создавать и реализовывать новые формы и методы работы, нацеленные на повышение социальной активности граждан;

- содействовать формированию и развитию мониторинга соблюдения прав человека,  разработке и реализации программ развития институтов гражданского общества.

С учетом того, что государственный институт Уполномоченного является обособленным от других ветвей власти органом и имеет свою уникальную специфику, поэтому для решения поставленных перед ним задач ищет различные (разносторонние) пути решения. Так, Уполномоченный наряду с осуществлением контроля за деятельностью органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов, расположенных на территории Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, муниципальных органов муниципальных образований Новосибирской области продолжит развивать и практику оказания помощи указанным структурам для решения общих задач.

  Уполномоченным планируется создавать при необходимости рабочие группы из представителей государственных органов Новосибирской области, органов местного самоуправления, муниципальных органов, а также правоохранительных и иных государственных органов с целью выработки оптимального пути принятия решения, в том числе, при разработке нового нормативного правового акта Новосибирской области, при его реализации.

По результатам мониторинга и различных анализов, проведенных в сфере прав и свобод граждан, Уполномоченным для сведения законодательного и исполнительных органов власти Новосибирской области будут доведены потребности граждан Новосибирской области в принятии тех или иных социальных программ и иных мер поддержки граждан, в том числе из категории малоимущих, мало защищённых слоев населения.

В рамках оказания помощи указанным выше структурам власти Уполномоченным планируется направлять руководителям государственных и муниципальных структур свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур, в отдельных случаях уголовно-процессуального производства.

Уполномоченным на постоянной основе будет проводиться работа по взаимодействию и обмену опытом  между Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных в других субъектах. Планируется проведение межрегиональных форумов, круглых столов и конференций.

5. Развитие деятельности Уполномоченного по правовому просвещению  в области прав и свобод человека и гражданина

В целях правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина наряду с другими уполномоченными на то органами Уполномоченный участвует в формировании правовой культуры населения, распространении знаний о правах и свободах человека и гражданина, поддержании в обществе стабильных и гармоничных отношений, в том числе путем участия в научно-практических конференциях, семинарах и иных публичных мероприятиях по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность по правовому просвещению граждан присутствует практически в каждом направлении деятельности Уполномоченного. И эта функция также закреплена в Законе об Уполномоченном.

Значительная часть выявленных Уполномоченным фактов нарушения прав жителей Новосибирской области связана с незнанием гражданами действующего законодательства, существующих механизмов реализации и защиты своих прав.

В связи с изложенным Уполномоченным на постоянной основе проводится работа по повышению уровня правовых знаний жителей Новосибирской области. Уполномоченным на постоянной основе разрабатываются Программы по правовому просвещению жителей Новосибирской области.

Главной целью данной работы Уполномоченного является достижение и поддержание такого уровня правовых знаний жителей Новосибирской области, который создавал бы благоприятные условия для реализации и защиты ими своих прав, исключал возможность их нарушения.

Аппарат Уполномоченного ежедневно занимается правовым просвещением, отвечая на письменные обращения заявителей, консультируя граждан в ходе их личного приема. В рамках такой работы важным направлением является правовое информирование, в том числе с помощью налаживания работы института общественных помощников Уполномоченного.

Еще одним направлением деятельности в сфере правового просвещения является регулярное размещение правовой информации на официальном сайте, в частности, в разделе Библиотека Уполномоченного – памятки для граждан (размещение  памяток для граждан об их правах, предусмотренных федеральным законодательством). Информация, содержащаяся в памятках, публикуется в государственных районных печатных изданиях, в газете «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области».

Развитие правовой грамотности и правосознания граждан невозможно без развития правового образования и воспитания подрастающего поколения, без совершенствования системы юридического и педагогического образования. Поэтому в работе Уполномоченного особое место занимает взаимодействие с профессорско-преподавательским и студенческим сообществом новосибирских вузов. На базе аппарата Уполномоченного по правам человека планируется организация прохождения производственной, преддипломной практики студентов юридических вузов г. Новосибирска, с которыми заключены соответствующие соглашения о сотрудничестве.

В целях улучшения правовой грамотности населения Новосибирской области предполагается:

- организовывать совместные информационные и просветительские кампании соответствующих государственных структур и институтов гражданского общества в целях достижения высокого уровня информированности населения об общепризнанных стандартах в сфере защиты прав человека и их ценности для каждого человека и общества в целом;

- обеспечивать издание и широкое распространение среди жителей Новосибирской области учебных, практических материалов по вопросам защиты  прав человека, а также наиболее важных международных, федеральных и областных правовых актов в этой сфере;

- проводить ежегодно конкурсы среди педагогических работников образовательных учреждений г. Новосибирска и Новосибирской области в целях развития образования в сфере защиты прав человека; для молодежи на лучшую научную работу по проблемам защиты  прав человека;

- проводить выступления перед студентами вузов Новосибирской области и школьниками старших классов на тему, касающуюся соблюдения прав и свобод граждан;

- стимулировать принятия Правительством Новосибирской области и мэрией города Новосибирска программ, направленных на формирование правовой культуры жителей Новосибирской области.

- на постоянной основе на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области в сети «Интернет» размещать:

1) информацию о своей деятельности;

2) тексты выступлений Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области на заседаниях Законодательного Собрания Новосибирской области;

3) ежегодные доклады о деятельности Уполномоченного за истекшие календарные годы;

4) специальные доклады Уполномоченного по отдельным вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

- публиковать информацию о своей деятельности в периодических печатных изданиях;

- участвовать в телепередачах, радиоэфирах, посвященных теме прав и свобод человека и гражданина;

- осуществлять сотрудничество с федеральными научно-правовыми журналами.

В системе негосударственных гарантий защиты прав человека особое значение имеет деятельность средств массовой информации, которые призваны освещать характерные для жителей Новосибирской области проблемы в сфере защиты прав человека, случаи их массового и грубого нарушения, противодействовать произволу в данной сфере.

В связи с изложенным Уполномоченным будет проводиться работа по налаживанию партнерских отношений (заключение соглашений) с широким кругом СМИ.

Уполномоченным планируется заключение с представителями периодических печатных изданий, одним из учредителей (соучредителей) которых являются государственные органы Новосибирской области, либо которое финансируется за счет средств бюджета Новосибирской области, соглашений о сотрудничестве, в частности в оказании содействия в публикации информации Уполномоченного о правах и свободах человека и о своей деятельности по их защите.

На постоянной основе Уполномоченным будет проводиться подготовка и распространение методической литературы для государственных и муниципальных органов, общественных институтов, направленной на повышение эффективности работы по соблюдению прав и свобод жителей Новосибирской области.

Планируется проведение ежегодных конкурсов среди областных, городских, районных газет, теле- и радиокомпаний, журналистов на лучшее освещение проблем защиты основных прав человека в Новосибирской области, а также конкурсов среди правозащитных общественных организаций на создание лучшего проекта по проведению мониторинга соблюдения основных прав человека в Новосибирской области с последующим опубликованием результатов мониторинга в средствах массовой информации и в сети «Интернет» на официальном сайте органов власти Новосибирской области.

 6. Заключительные положения

Необходимость разработки и принятия Концепции становления и развития государственного института Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области обуславливается его ролью как гаранта, обеспечивающего государственную защиту прав и свобод человека и гражданина на территории Новосибирской области и являющегося связующим звеном между обществом и государством.

Настоящая Концепция акцентирует внимание на необходимости уделения большего внимания на соблюдение прав граждан на территории Новосибирской области и содержит рекомендации по улучшению указанной ситуации посредством реализации мероприятий Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области.

Реализация данной Концепции способствует выполнению основной обязанности Уполномоченного – осуществление эффективной защиты прав жителей города Новосибирска и Новосибирской области при активном взаимодействии с государственными и негосударственными структурами.